Систематическая ошибка выжившего

Вы когда-нибудь задумывались почему популярные книги о том как стать миллионером никого из их читателей миллионером не делают?

Или почему успешные компании вроде Майкрософт, Гугл или Фейсбук появляются раз в десятилетие, хотя история их успеха разложена по полочкам, изучена и даже экранизирована в большом кино?

Ответ простой: любая история успеха - это всегда везение, при этом самая ценная информация остается в головах тех, кто успеха добиться не смог.

Этот феномен впервые был описан во время Второй мировой войны. Потери среди авиации велики, особенно среди бомбардировщиков. Армейское руководство союзников требует повысить выживаемость союзной авиации, дополнительно бронируя бомбардировщики.

Однако весь самолет покрыть дополнительной броней не возможно, в этом случае он станет слишком тяжелым. Принято решение осмотреть на аэродромах все самолеты бывшие в бою, проанализировать повреждения и выяснить какие части нужно дополнительно бронировать для увеличения живучести самолетов.

Математик Абрахам Вальд изучает расположение пробоин, полученных американскими бомбардировщиками во время выполнения боевых заданий. Чаще всего вражеским огнем были поражены крылья, стабилизаторы и фюзеляж, меньше всего пробоин приходилось на кабину пилота, двигатели и топливную систему.

Казалось бы, укреплять нужно именно те места, которые получили больше всего повреждений, однако Вальд решил иначе. Он предположил о том, что если самолет смог вернуться на базу с такими повреждениями, то они не являются критическими, а укреплять нужно как раз те части корпуса, которые остались целыми

Этот вывод подтвердился после окончания войны, когда из лесов и болот стали поднимать подбитые самолеты. Оказалось, что у них были повреждены именно те места, о которых говорил Вальд - двигатели, топливная система и кабина пилота. С такими повреждениями самолет лететь не мог - либо погибал пилот, либо вытекало всё топливо, либо отказывал двигатель.

Обо всем этом не знали и не могли знать на базе, поскольку самолет до нее просто не долетал. В итоге всю статистическую информацию о повреждениях инженеры собирали с вернувшихся самолетов, а информации об утерянных машинах не было.

Похожую ошибку можно наблюдать и с теми кто читает книги об успехах в бизнесе. Люди стремятся досконально изучить биографии успешных бизнесменов, ходят на их тренинги, покупают их книги о том, как достичь успеха, но, даже в точности следуя всем этим советам, успеха не достигают.

Причина та же самая, что и в случае с бомбардировщиками Вальда, в книгах миллионеров собрана самая бесполезная часть информации - что делать и как себя вести, когда условия складываются максимально благоприятно.

Самой полезной информацией обладают люди, которые пытались построить бизнес и прогорели, но они не пишут книг, а если бы и писали, никто бы их не покупал.

Статистика неумолима, от 90 до 95% всех проектов разоряются в первые пять лет, из оставшихся на плаву в следующие пять лет разоряются еще 80%. В итоге через 10 лет устойчивый бизнес имеют только 1-2% начавших, все остальные - либо просто отказываются от ведения дел, либо полностью разоряются.

При этом 1-2% остались на плаву не потому, что они сделали всё лучше всех, или просчитали наперед все риски, а просто потому, что оказались в нужное время в нужном месте. Повторить с нуля собственный успех у них уже скорее всего не получится.

В науке эксперимент, который невозможно повторить, выполняя ту же последовательность действий, называется случайностью.

Поэтому гораздо полезнее анализировать чужие ошибки, чужой же успех тебе все равно не достанется, а анализ ошибок позволит повысить вероятность успеха.