Антропология: Шпаргалка. Часть 2

    15. Особенности онтогенетического развития человека

    Онтогенетическое развитие человека можно охарактеризовать рядом общих особенностей:

    • непрерывность – рост отдельных органов и систем организма человека не бесконечен, он идет по так называемому ограниченному типу. Конечные величины каждого признака обусловлены генетически, т. е. существует норма реакции;

    • постепенность и необратимость; непрерывный процесс развития можно разделить на условные стадии – периоды, или этапы, роста. Пропустить какой-либо из этих этапов невозможно, как нельзя в точности вернуться к тем особенностям строения, которые уже проявлялись на предыдущих стадиях;

    • цикличность; хотя онтогенез является процессом непрерывным, темпы развития (скорость изменений признаков) могут существенно различаться во времени. У человека существуют периоды активизации и торможения роста. Существует цикличность, связанная с сезонами года (например, увеличение длины тела происходит в основном в летние месяцы, а веса – осенью), а также суточная и ряд других;

    • гетерохрония, или разновременность (основа алло-метричности) – неодинаковая скорость созревания разных систем организма и разных признаков в пределах одной системы. Естественно, что на первых этапах онтогенеза созревают наиболее важные, жизненно необходимые системы;

    • чувствительность к эндогенным и экзогенным факторам; темпы роста ограничиваются или активизируются под воздействием широкого спектра экзогенных факторов среды. Но их воздействие не выводит процессы развития за границы широкой нормы реакции, определенной наследственно. В этих пределах процесс развития удерживается эндогенными регуляторными механизмами. В этой регуляции существенная доля принадлежит собственно генетическому контролю, реализованному на уровне организма благодаря взаимодействию нервной и эндокринной систем (нейроэндокринная регуляция);

    • половой диморфизм – ярчайшая характеристика развития человека, проявляющаяся на всех этапах его онтогенеза. В очередной раз напомним, что различия, обусловленные «фактором пола», настолько существенны, что игнорирование их в исследовательской практике нивелирует значение даже самых интересных и перспективных работ. Еще одна фундаментальная характеристика онтогенеза – индивидуальность этого процесса. Динамика онтогенетического развития отдельного человека неповторима.

    16. Этапы онтогенетического развития

    Процесс онтогенетического развития логично разделить на два этапа:

    • период пренатального развития – внутриутробный этап, длящийся от момента образования зиготы в результате оплодотворения до момента рождения;

    • постнатальное развитие – земная жизнь человека от рождения до смерти.

    Максимальная активизация роста длины тела в постнатальном периоде наблюдается в первые месяцы жизни (примерно 21–25 см в год). В период от 1 года до 4–5 лет прибавка длины тела постепенно уменьшается (с 10 до 5,5 см в год). С 5–8 лет иногда отмечается слабый полуростовой скачок. В возрасте 1013 лет у девочек и 13–15 лет у мальчиков наблюдается отчетливо выраженное ускорение роста – ростовой скачок: скорость роста длины тела составляет около 8-10 см в год у мальчиков и 7–9 см в год у девочек. Между этими периодами фиксируется снижение темпов роста.

    Максимальная скорость роста плода характерна для первых четырех месяцев внутриутробного развития; таким же образом изменяется и вес тела, с той разницей, что максимум скорости отмечается чаще на 34-й неделе.

    Первые два месяца внутриутробного развития – стадия эмбриогенеза, характеризующаяся процессами «регионализации» и гистогенеза (дифференцировки клеток с образованием специализированных тканей). В то же время благодаря дифференциальному росту клеток и клеточным миграциям части организма приобретают определенные очертания, структуру и форму. Этот процесс – морфогенез – активно идет вплоть до взрослого состояния и продолжается до старости. Но его основные итоги видны уже на 8-й неделе внутриутробного развития. К этому времени эмбрион приобретает основные характерные признаки человека.

    К моменту рождения (в период между 36 и 40 неделями) скорость роста плода замедляется, так как к этому времени полость матки оказывается уже целиком заполненной. Примечательно, что рост близнецов замедляется еще раньше – в тот период, когда их общий вес становится равным весу одиночного 36-недельного плода. Считается, что если генетически крупный ребенок развивается в матке у женщины небольшого роста, механизмы замедления роста способствуют успешным родам, однако это происходит далеко не всегда. Вес и размеры тела новорожденного в значительной степени определяются внешней средой, которой в данном случае является организм матери.

    Длина тела при рождении составляет в среднем около 50,0-53,3 см у мальчиков и 49,7-52,2 у девочек. Сразу после рождения скорость роста длины тела вновь увеличивается, особенно у генетически крупного ребенка.

    В настоящее время рост тела в длину существенно замедляется у девушек в возрасте 16–17 лет и у юношей в возрасте 18–19 лет, а вплоть до 60 лет длина тела остается относительно стабильной. Примерно после 60 лет происходит уменьшение длины тела.

    17. Периодизация онтогенеза

    Древнейшие периодизации онтогенеза восходят к античности:

    Пифагор (VI в. до Р.Х.) выделял четыре периода человеческой жизни: весну (от рождения до 20 лет), лето (20–40 лет), осень (40–60 лет) и зиму (60–80 лет). Эти периоды соответствуют становлению, молодости, расцвету сил и их угасанию. Гиппократ (V–IV вв. до Р.Х.) разделил весь жизненный путь человека с момента рождения на 10 равных семилетних циклов-этапов.

    Русский статистик и демограф первой половины XIX в. А. Рославский-Петровский выделил следующие категории:

    • подрастающее поколение – малолетние (от рождения до 5 лет) и дети (6-15 лет);

    • цветущее поколение – молодые (16–30 лет), возмужалые (30–45 лет) и пожилые (45–60 лет);

    • увядающее поколение – старые (61–75 лет) и долговечные (75-100 лет и старше).

    Схожая схема была предложена немецким физиологом М. Рубнером (1854–1932 гг.), который разделил постнатальный онтогенез на семь этапов:

    • младенчество (от рождения до 9 месяцев);

    • раннее детство (от 10 месяцев до 7 лет);

    • позднее детство (от 8 до 13–14 лет);

    • юношеский возраст (от 14–15 до 19–21 года);

    • зрелость (41–50 лет);

    • старость (50–70 лет);

    • почетная старость (старше 70 лет).

    В педагогике нередко используется разделение детского и подросткового периода на младенчество (до 1 года), преддошкольный возраст (1–3 года), дошкольный возраст (3–7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 11–12 лет), средний школьный возраст (до 15 лет) и старший школьный возраст (до 17–18 лет). В системах А. Нагорного, И. Аршавского, В. Бунака, А. Тура, Д. Гайера и других ученых выделяется от 3 до 15 стадий и периодов.

    Темпы развития могут различаться у представителей разных поколений одной популяции людей, и в истории человечества неоднократно происходили эпохальные изменения темпов развития.

    Как минимум в течение полутора последних веков вплоть до последних 2–4 десятилетий наблюдался процесс эпохальной акселерации развития. Проще говоря, дети каждого следующего поколения становились все крупнее, раньше созревали, а достигнутые изменения сохранялись во всех возрастах. Эта удивительная тенденция достигла значительных масштабов и распространялась на многие популяции современного человека (хотя и не на все), а динамика полученных изменений была удивительно похожа для совершенно разных групп населения.

    Примерно со второй половины XX в. было отмечено сначала замедление темпа эпохального прироста, а в последние полтора-два десятилетия речь все чаще идет о стабилизации темпов развития, т. е. остановке процесса на достигнутом уровне и даже о новой волне ретардации (деселерации).

    18. Расоведение

    Под термином «раса» понимается система человеческих популяций, характеризующихся сходством по комплексу определенных наследственных биологических признаков (расовых признаков). Важно подчеркнуть, что в процессе своего возникновения эти популяции связаны с определенным географическим ареалом и естественной средой.

    Раса – понятие сугубо биологическое, как и сами признаки, по которым проводится расовая классификация.

    Классические расовые признаки включают в себя черты внешности – цвет и форму глаз, губ, носа, волос, цвет кожи, строение лица в целом, форму головы. Люди распознают друг друга в основном по чертам лица, которые являются и важнейшими расовыми признаками. Как вспомогательные применяются признаки строения тела – рост, вес, телосложение, пропорции. Однако признаки строения тела намного более изменчивы внутри любой группы, чем признаки строения головы и, кроме того, часто сильно зависят от условий среды – как естественных, так и искусственных, а потому не могут применяться в расоведении как независимый источник.

    Важнейшие свойства расовых признаков:

    • признаки физического строения;

    • признаки, передающиеся по наследству;

    • признаки, выраженность которых в ходе онтогенеза мало зависит от факторов окружающей среды;

    • признаки, связанные с определенным ареалом – зоной распространения;

    • признаки, отличающие одну территориальную группу человека от другой.

    Объединение людей на основе общего самосознания, самоопределения называют этносом (этнической группой). Оно производится также на основании языка, культуры, традиций, религии, хозяйственно-культурного типа.

    Определяя свою принадлежность к той или иной группе, люди говорят о национальности. Одна из самых простых форм социальной этнической организации людей – племя. Более высокий уровень социальной организации называется народностями (или народом), которые объединяются в нации. Представители одного племени или другой небольшой этнической группы обычно принадлежат к одному антропологическому типу, поскольку являются в той или иной степени родственниками. Представители одного народа уже могут заметно отличаться антропологически, на уровне разных малых рас, хотя, как правило, в пределах одной большой расы.

    Нация объединяет людей уже абсолютно независимо от их расовой принадлежности, поскольку включает разные народы.

    19. Расовые классификации

    Существует большое количество расовых классификаций. Они отличаются по принципам построения и использованным данным, включенным группам и положенным в основу признакам. Разнообразные расовые схемы можно условно разделить на две большие группы:

    • созданные на основе ограниченного набора признаков;

    • открытые, число признаков в которых может произвольно меняться.

    К первому варианту классификаций относятся многие из ранних систем. Таковы схемы: Ж. Кювье (1800 г.), разделявшего людей на три расы по цвету кожи;

    • П. Топинара (1885 г.), выделявшего также три расы, но определявшего дополнительно к пигментации ширину носа;

    • А. Ретциуса (1844 г), четыре расы которого различались по сочетанию хронологических признаков. Одной из наиболее разработанных схем такого типа является классификация рас, созданная польским антропологом Я. Чекановским. Однако небольшое количество использованных признаков и их состав неизбежно приводят к условности таких схем. В лучшем случае они могут достоверно отразить лишь самые общие расовые подразделения человечества. При этом случайным образом могут сближаться очень далекие группы, резко отличающиеся по множеству иных признаков.

    Ко второму варианту классификаций относится большинство расовых схем. Важнейшим принципом их создания является географическое положение рас. Сначала выделяются основные (так называемые большие расы, или расы первого порядка), занимающие огромные территории планеты. Затем внутри этих больших рас проводится дифференциация по разным морфологическим признакам, выделяются малые расы (или расы второго порядка). Иногда выделяются и расы более мелких уровней (они весьма неудачно называются антропологическим типом).

    Существующие расовые классификации открытого типа можно разделить на две группы:

    1) схемы, выделяющие небольшое количество основных типов (больших рас);

    2) схемы, выделяющие большое количество основных типов.

    В схемах 1-й группы количество основных типов колеблется от двух до пяти; в схемах 2-й группы их количество составляет 6–8 и более. Надо отметить, что во всех этих системах несколько вариантов всегда повторяются, а увеличение числа вариантов зависит от придания отдельным группам большего или меньшего ранга.

    Практически во всех схемах обязательно выделяются как минимум три общие группы (три большие расы): монголоиды, негроиды и европеоиды, хотя названия этих групп могут меняться.

    20. Экваториальная большая раса

    Экваториальная (или австрало-негроидная) большая раса характеризуется темной окраской кожи, волнистыми или курчавыми волосами, широким носом, низким средним переносьем, мало выступающим носом, поперечным расположением ноздрей, большой ротовой щелью, толстыми губами. До эпохи европейской колонизации место обитания представителей экваториальной большой расы было расположено главным образом к югу от тропика Рака в Старом Свете. Большая экваториальная раса делится на ряд малых рас:

    1) австралийская: темная кожа, волнистые волосы, обильное развитие третичного волосяного покрова на лице и на теле, очень широкий нос, сравнительно высокое переносье, средние размеры скулового диаметра, рост выше среднего и высокий;

    2) веддоидная: слабое развитие волосяного покрова, менее широкий нос, меньшие размеры головы и лица, меньший рост;

    3) меланезийская (включая негритосские типы), в отличие от двух предыдущих, характеризуется наличием курчавых волос; по обильному развитию третичного волосяного покрова, сильно выступающим надбровным дугам некоторые ее варианты весьма сходны с австралийской расой; по своему составу меланезийская раса гораздо более пестрая, чем негроидная;

    4) негроидная раса отличается от австралийской и веддоидной (и в гораздо меньшей степени от меланезийской) очень сильно выраженной курчавостью волос; от меланезийской она отличается большей толщиной губ, более низким переносьем и более плоской спинкой носа, несколько более высокими глазными орбитами, мало выступающими подбровными дугами и, в общем, более высоким ростом;

    5) негрилльская (центрально-африканская) раса отличается от негроидной не только очень низким ростом, но и более обильным развитием третичного волосяного покрова, более тонкими губами, более резко выступающим носом;

    6) бушменская (южно-африканская) раса отличается от негроидной не только очень низким ростом, но и более светлой кожей, более узким носом, более плоским лицом, весьма уплощенным переносьем, малыми размерами лица и стеатопигией (отложением жира в ягодичной области).

    21. Евразийская большая раса

    Евразийская (или европеоидная) большая раса характеризуется светлой или смуглой окраской кожи, прямыми или волнистыми мягкими волосами, обильным ростом бороды и усов, узким, резко выступающим носом, высоким переносьем, сагиттальным расположением ноздрей, небольшой ротовой щелью, тонкими губами.

    Область распространения – Европа, Северная Африка, Передняя Азия, Северная Индия. Европеоидная раса подразделяется на ряд малых рас:

    1) атланто-балтийская: светлая кожа, светлые волосы и глаза, большая длина носа, высокий рост;

    2) среднеевропейская: менее светлая пигментация волос и глаз, несколько меньший рост;

    3) индо-средиземноморская: темная окраска волос и глаз, смуглая кожа, волнистые волосы, еще более удлиненный нос, чем в предыдущих расах, несколько более выпуклая спинка носа, очень узкое лицо;

    4) балкано-кавказская: темные волосы, темные глаза, выпуклый нос, очень обильное развитие третичного волосяного покрова, сравнительно короткое и очень широкое лицо, высокий рост;

    5) беломорско-балтийская: очень светлая, однако несколько более пигментированная, чем атланто-балтийская, средняя длина волос, сравнительно короткий нос с прямой или вогнутой спинкой, небольшое лицо и средний рост.

    22. Азиатско-американская раса

    Азиатско-американская (или монголоидная) большая раса отличается смуглыми или светлыми оттенками кожи, прямыми, нередко жесткими волосами, слабым или очень слабым ростом бороды и усов, средней шириной носа, низким или средним по высоте переносьем, слабо выступающим носом у азиатских рас и сильно выступающим у американских, средней толщиной губ, уплощенностью лица, сильным выступанием скул, крупными размерами лица, наличием эпикантуса.

    Ареал азиатско-американской расы охватывает Восточную Азию, Индонезию, Центральную Азию, Сибирь, Америку. Азиатско-американская раса подразделяется на несколько малых рас:

    1) североазиатская: более светлый цвет кожи, менее темные волосы и глаза, очень слабый рост бороды и тонкие губы, большие размеры и сильная уплощенность лица. В составе североазиатской расы можно выделить два весьма характерных варианта – байкальский и центрально-азиатский, значительно отличающиеся друг от друга.

    Байкальский тип характеризуется менее жесткими волосами, светлой пигментацией кожи, слабым ростом бороды, низким переносьем, тонкими губами. Центрально-азиатский тип представлен в различных вариантах, из которых некоторые сближаются с байкальским типом, другие – с вариантами арктической и дальневосточной рас;

    2) арктическая (эскимосская) раса отличается от североазиатской более жесткими волосами, более темной пигментацией кожи и глаз, меньшей частотой эпикантуса, несколько меньшей скуловой шириной, узким носовым грушевидным отверстием, высоким переносьем и более выступающим носом, толстыми губами;

    3) дальневосточная раса по сравнению с североазиатской характеризуется более жесткими волосами, темной пигментацией кожи, более толстыми губами, более узким лицом. Для нее типичны большая высота черепа, но небольшое лицо;

    4) южноазиатская раса характеризуется еще более резкой выраженностью тех черт, которые отличают дальневосточную расу от североазиатской, – большая смуглость, более утолщенные губы. От дальневосточной расы она отличается менее уплощенным лицом и меньшим ростом;

    5) американская раса, сильно варьируя по многим признакам, в целом ближе всего к арктической, но обладает некоторыми ее чертами в еще более резко выраженной форме. Так, эпикантус почти отсутствует, нос очень сильно выступает, кожа очень смуглая. Американская раса характеризуется крупными размерами лица и заметно меньшей его уплощенностью.

    23. Промежуточные расы

    Расы, промежуточные между тремя большими расами:

    эфиопская (восточно-африканская) раса занимает среднее положение между экваториальной и евразийской большими расами по цвету кожи и волос. Цвет кожи варьирует от светло-коричневого до темно-шоколадного, волосы чаще курчавые, но менее спирально завитые, чем у негров. Рост бороды слабый или средний, губы умеренно толстые. Однако по чертам лица эта раса ближе к евразийской. Так, ширина носа в большинстве случаев варьирует от 35 до 37 мм, уплощенная форма носа встречается редко, лицо узкое, рост выше среднего, характерен удлиненный тип пропорций тела;

    южно-индийская (дравидийская) раса в общем очень сходна с эфиопской, но отличается более прямой формой волос и несколько меньшим ростом; лицо немного меньше и чуть-чуть шире; южноиндийская раса занимает промежуточное место между веддоидной и индо-средиземноморской расами;

    уральская раса по многим признакам занимает среднее положение между беломорско-балтийской и североазиатской расами; для этой расы очень характерна вогнутая спинка носа;

    южносибирская (туранская) раса также промежуточная между евразийской и азиатско-американской большими расами. Значителен процент смешанных рас. Однако при общей нерезкой выраженности монгольских черт в этой расе наблюдаются очень крупные размеры лица, но меньше, чем у некоторых вариантов североазиатской расы; кроме того, характерны выпуклая или прямая спинка носа, средние по толщине губы;

    полинезийская раса по многим систематическим признакам занимает нейтральное положение; для нее характерны волнистые волосы, светло-коричневая, желтоватая кожа, среднеразвитый третичный волосяной покров, умеренно выступающий нос, губы несколько более толстые, чем у европейцев; довольно сильно выступающие скулы; весьма высокий рост, крупные размеры лица, большая абсолютная ширина носа, довольно высокий носовой указатель, значительно меньший, чем у негров, и больший, чем у европейцев; курильская (айнская) раса по своему нейтральному положению среди рас земного шара напоминает полинезийскую; однако в ней резче выражены некоторые черты больших рас. По весьма сильному развитию волосяного покрова она занимает одно из первых мест в мире. С другой стороны, она характеризуется уплощенным лицом, малой глубиной клыковой ямки, довольно большим процентом эпикантуса; волосы жесткие и значительно волнистые; низкий рост.

    24. Наследственность и социальная среда

    Разнообразие людей объясняется биологией человека – мы рождаемся с разными генами. В то же время биология человека является источником разнообразия людей потому, что именно она определила и возможность человеческого общества, и его необходимость.

    Внешняя изменчивость человека является продуктом общества: половые и географические, расовые и этнические различия обретают в обществе социальные формы ввиду развития общественного разделения труда и распределения видов труда среди людей по «родовитости», «собственности» или по «способностям».

    Успехи генетики человека привели не только к безусловным достижениям в понимании его природы, но и к ошибкам, вызванным абсолютизацией роли генов в развитии индивида. Основным различием людей с точки зрения генетики является различие между генотипом («программой» эволюции организма) и фенотипом (всеми проявлениями организма, включающими в себя его морфологию, физиологию и поведение, в конкретные моменты его жизни). Несколько ошибок ведут к негативным последствиям и в педагогический практике. Они сводятся к утверждениям типа: а) гены определяют фенотип; б) гены определяют предельные возможности и в) гены определяют предрасположенности.

    Ошибочно утверждение, что гены определяют фенотип, т. е. что по генотипу можно точно определить фенотип организма. Именно воспитание, место и характер работы, социальный опыт обусловливают различия в фенотипах. Ошибочно также утверждение, что гены определяют предельные возможности человека (организма). Метафорически такое положение можно проиллюстрировать теорией «пустых ячеек»: генотип определяет количество и размер ячеек, а опыт наполняет их содержанием. Среда может выступать при таком понимании лишь как «обедненная» или «обогащенная» с точки зрения возможности заполнения ячеек, заданных заранее, при рождении.

    Положение о том, что генотипы определяют предрасположенности организма (личности), тоже является достаточно ошибочным. Идея предрасположенности (например, к полноте или худобе) предполагает, что тенденция проявляется в нормальных условиях. В отношении человека «нормальные средовые условия» выглядят чрезвычайно расплывчато, и здесь не помогают даже средние величины для популяции, взятые как эталоны.

    25. Теория разделения труда

    Различают несколько видов разделения труда: физиологическое, технологическое, разделение труда человека, общественное и главное.

    Под физиологическим разделением понимается естественное распределение видов труда среди населения по полу и возрастам. Выражения «женский труд», «мужская работа» говорят сами за себя. Существуют также области применения «детского труда» (перечень последних обычно регулируется законом государства).

    Технологическое разделение труда по своей природе бесконечно. Сегодня в нашей стране существует около 40 тыс. специальностей, число которых с каждым годом растет. В общем смысле технологическое разделение труда есть расчленение общего процесса труда, направленного на производство материального, духовного или социального блага, на отдельные составные части в силу требований технологии изготовления продукта.

    Разделение труда человека означает разделение труда множества людей на физический и умственный – общество может содержать людей, занимающихся умственным трудом (врачи, люди науки, учителя, духовенство и т. д.) лишь на основе повышения производительности труда в материальном производстве. Умственный труд (разработка технологий, образование, повышение квалификации работников и их воспитание) составляет все более расширяющуюся сферу.

    Общественное разделение труда есть распределение видов труда (результатов технологического разделения труда и разделения труда человека) между социальными группами общества. Какой группе и как выпадает та или иная жизненная «доля» в виде той или иной совокупности видов труда, а следовательно, и условий жизни – на этот вопрос отвечает анализ работы механизма распределения труда в обществе в данное время. Более того, сам механизм такого распределения непрерывно воспроизводит классы и социальные слои, функционируя на фоне объективного движения технологического разделения труда.

    Термин «главное разделение труда», впервые введен в научный оборот А. Куреллой. Это понятие обозначает процесс приобретения стоимостной характеристики трудом, расчлененным на прошлый и живой. Весь прошлый труд, концентрирующий в себе в опредмеченном виде силы, знания, способности, умения работников, поступает в сферу обладания, распоряжения и пользования частных лиц или организаций (кооперативов, акционерных обществ, государства) и приобретает статус собственности, охраняемой юридическими законами государства. Частная собственность при этом выступает как мера обладания прошлым трудом всего общества; ее форма, приносящая прибавочную стоимость, названа капиталом (финансовым, предпринимательским). Живой труд в форме способности к нему тоже выступает как собственность, но в виде рабочей силы как товара.

    26. Система базовых потребностей человека

    Исходной базовой потребностью человека, по А. Маслоу, является потребность в самой жизни, т. е. совокупность физиологических и сексуальных потребностей – в пище, одежде, жилище, продолжении рода и т. д. Удовлетворение этих потребностей, или этой базовой потребности, укрепляет и продолжает жизнь, обеспечивает существование индивида как живого организма, биологического существа.

    Защищенность и безопасность – следующая по восходящей значимости базовая потребность человека. Тут и забота о гарантированной занятости, заинтересованность в стабильности существующих институтов, норм и идеалов общества, и желание иметь счет в банке, страховой полис, тут и отсутствие тревоги за личную безопасность, и многое другое. Одним из проявлений этой потребности является также стремление иметь религию или философию, которая бы «привела в систему» мир и определила наше место в нем.

    Потребность в принадлежности (к той или иной общности), причастности и привязанности – третья базовая потребность человека, по А. Маслоу. Это и любовь, и симпатия, и дружба, и другие формы собственно человеческого общения, личностной близости; это потребность в простом человеческом участии, надежда на то, что страдания, горе, несчастье будут разделены, а также, конечно, надежда на успехи, радости, победы. Потребность в привязанности и принадлежности является обратной стороной открытости или доверия человека к бытию – как социальному, так и природному. Безошибочный индикатор неудовлетворенности данной потребности – чувство отверженности, одиночества, заброшенности, ненужности. Удовлетворение потребности в общении-общности (принадлежности, причастности, привязанности) очень важно для полноценной жизни.

    Потребность в уважении и самоуважении – еще одна базовая потребность человека. Человек нуждается в том, чтобы его ценили, – за мастерство, компетентность, независимость, ответственность и т. д., чтобы видели и признавали его достижения, успехи, заслуги. Здесь на первый план выходят соображения престижа, репутации, статуса. Но признания со стороны других еще недостаточно – важно уважать самого себя, обладать чувством собственного достоинства, верить в свою единственность, незаменимость, чувствовать, что занят нужным и полезным делом. Чувства слабости, разочарованности, беспомощности – вернейшие свидетельства неудовлетворенности данной потребности.

    Самовыражение, самоутверждение, самореализация – последняя, завершающая, по А. Маслоу, базовая потребность человека. Впрочем, завершающей она является лишь по критериям классификации. В действительности же, как полагает американский психолог, с нее начинается подлинно человеческое, гуманистически-самодостаточное развитие человека. Человек на этом уровне утверждает себя через творчество, реализацию всех своих способностей и талантов. Он стремится стать всем тем, чем он может и (по своей внутренней, свободной, но ответственной мотивации) должен стать. Работа человека над самим собой – главный механизм удовлетворения рассматриваемой потребности.

    27. Социально-культурологические аспекты антропогенеза

    В самом широком контексте синонимом слова «культура» является «цивилизация». В узком смысле слова под этим термином понимается художественная, духовная культура. В социологическом контексте это характерный для данного общества, человека образ жизни, мысли, действий, система ценностей и норм. Культура объединяет людей в целостность, общество.

    Именно культура регулирует поведение людей в обществе. Нормы культуры регламентируют условия удовлетворения вредных для общества склонностей и побуждений человека – агрессивные склонности, к примеру, используются в спорте.

    Некоторые культурные нормы, затрагивающие жизненные интересы социальной группы, общества, становятся нравственными нормами. Весь социальный опыт человечества убеждает, что нравственные нормы не изобретаются, не устанавливаются, а возникают постепенно из повседневной жизни и социальной практики людей.

    Культура как феномен сознания является и способом, методом ценностного освоения действительности. Активная деятельность человека, общества по удовлетворению своих потребностей требует определенной позиции. Надо считаться с интересами других людей и других сообществ, без этого нет сознательного социального действия. Это определенная позиция человека, сообщества, которая отслеживается в отношении к миру, в оценке реальных явлений, выражается в ментальном менталитете.

    Первоосновой культуры является язык. Люди, осваивая окружающий мир, фиксируют его в определенных понятиях и приходят к согласию, что определенному сочетанию звуков придается определенное значение. Лишь человек способен использовать символы, с помощью которых он общается, обменивается не только простыми чувствами, но и сложными идеями, мыслями.

    Функционирование культуры как социального явления имеет две основные тенденции: развитие (модернизация) и сохранение (устойчивость, преемственность). Целостность культуры обеспечивается социальным отбором, социальной селекцией. Любая культура сохраняет лишь то, что соответствует ее логике, менталитету. Новым культурным приобретениям – и своим, и чужим – национальная культура всегда стремится придать национальный колорит. Культура активно сопротивляется чуждым ей элементам. Относительно безболезненно обновляя периферийные, второстепенные элементы, культура проявляет сильную реакцию отторжения, когда дело касается ее ядра.

    Любая культура способна к саморазвитию. Именно этим объясняются многообразие национальных культур, национальная самобытность.

    28. Культура современного общества

    Культура современного общества – это совокупность различных пластов культуры, т. е. доминирующей культуры, субкультур и даже контркультур. В любом обществе можно выделить высокую культуру (элитарную) и народную культуру (фольклор). Развитие средств массовой информации привело к формированию так называемой массовой культуры, упрощенной в смысловом и художественном отношении, технологически доступной для всех. Массовая культура, особенно при ее сильной коммерциализации, способна вытеснять и высокую, и народную культуру.

    Наличие субкультур – показатель многообразия культуры общества, ее способности к адаптации, развитию. Существуют воинская, врачебная, студенческая, крестьянская, казачья субкультуры. Можно говорить о наличии городской субкультуры, ее национальной специфике со своей системой ценностей.

    По мнению Р. Уильямса, для американской и российской культур характерны:

    • личный успех, активность и упорный труд, эффективность и полезность на работе, владение вещами как признак благополучия в жизни, прочная семья и т. п. (американская культура);

    • дружеские отношения, уважение соседей и товарищей, разрядка, уход от реальной жизни, терпимое отношение к людям другой национальности, личность лидера, руководителя (русская культура). Современной российской культуре присуще и такое явление, которое социологи назвали вестернизацией культурных потребностей и интересов, в первую очередь молодежных групп населения. Ценности национальной культуры вытесняются или подменяются образцами массовой культуры, ориентированной на достижение стандартов американского образа жизни в его самом примитивном и облегченном восприятии.

    Для многих русских, и в первую очередь молодых, характерно отсутствие этнокультурной или национальной самоидентификации, они перестают воспринимать себя как русских, утрачивают свою русскость. Социализация молодежи происходит либо на традиционно-советской, либо на западной модели воспитания, в любом случае вненациональной. Большинство молодых людей воспринимают русскую культуру как анахронизм. Отсутствие у русской молодежи национальной самоидентификации приводит к более легкому проникновению в молодежную среду вестернизированных ценностей.

    29. Социальные проблемы антропологии

    Социальная работа включает совокупность средств, приемов, способов и методов человеческой деятельности, направленных на социальную защиту населения, на работу с различными социальными, половозрастными, религиозными, этническими группами, с отдельными лицами, нуждающимися в социальной помощи и защите.

    В условиях изменения многих представлений о характере социальной помощи населению большие требования стали предъявляться как к содержанию практики социальной работы, так и к подготовке профессиональных работников для социальной сферы. Большое значение приобретают знания по тем направлениям, которые позволяют специалисту рассмотреть содержание социальной работы через ее функции.

    Социальному работнику необходимы знания интеграционного социально-антропологического, социально-медицинского, психолого-педагогического направления, позволяющие оказывать практическую помощь нуждающимся, социально уязвимым слоям населения.

    Социальное образование формирует профессиональные и нравственные качества специалиста на базе совокупности научных знаний по таким разделам социально-гуманитарных наук, как социальная антропология, психология, педагогика, социальная экология, социальная работа. В этом ряду находятся и социальная медицина, социальная геронтология, реабилитология и другие науки.

    Важнейшей частью социальных знаний становится изучение самого человека и его отношений с природой и обществом. Человеческое сообщество как сложная система взаимоотношений, подверженная, как все сложные системы, вероятностным законам развития, нуждается в комплексном подходе при изучении и анализе всех сфер жизнедеятельности человека.

    Подготовка специалистов в области социальной работы невозможна без широкого социального образования, правильной расстановки приоритетов общечеловеческих ценностей, научного обоснования концепции социальной работы, учитывающей соотношение в человеке биологического и социального, без научного осмысления и оценки природы социализации, изучения составляющих ее компонентов, структуры и связей целостной системы.