Система регулирующих актов в сфере бухгалтерского учета
Департамент регулирования Бухгалтерского учета , финансовой отчетности и аудиторской деятельности МФ РФ. Ноябрь 2014 г. Настоящие методические материалы, не являются и не должны рассматриваться в качестве какого - либо официального документа МФ РФ.
Примечание: Заявление самого Минфина РФ, довольно странное, но как бы то не было. Наверное имеется ввиду, что не Минфин устанавливает законодательство и соответственно это лишь мнение, что дела обстоят именно так.
Читать следует наоборот, чем указано на рисунке [ Система регулирования бухгалтерского учета ], то есть сначала законодательство, а в самом низу про учётную политику, не думаю что это кого-то в нашей стране может смутить. Порядок самого документа, соответствует оригинальному.
Система регулирования бухгалтерского учета
Законодательство о бухгалтерском учете: Федеральный закон «О бухгалтерском учете»
- Устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создает правовой механизм регулирования бухгалтерского учета
- Сфера действия:
- коммерческие и некоммерческие организации
- государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов
- Центральный банк Российской Федерации
- индивидуальные предприниматели, а также адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой
- находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации (если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации)
Законодательство о бухгалтерском учете: Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности»
- Устанавливает общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности
- Сфера действия:
- кредитные организации (с отчетности за 2012 г.)
- страховые организации, за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования (с отчетности за 2012 г.)
- негосударственные пенсионные фонды (с отчетности за 2015 г.)
- управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (с отчетности за 2015 г.)
- клиринговые организации (с отчетности за 2015 г.)
- федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (с отчетности за год, следующий за годом, в котором они включены в перечни, утверждаемые Правительством Российской Федерации)
- открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (с отчетности за год, следующий за годом, в котором они включены в перечни, утверждаемые Правительством Российской Федерации)
- организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по отличным от МСФО международно признанным правилам (с отчетности за 2015 г.)
- организации, облигации которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список (с отчетности за 2014 г.)
- иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список (с отчетности за 2012 г.)
Законодательство о бухгалтерском учете: другие федеральные законы
- Гражданский кодекс Российской Федерации
- Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
- Федеральный закон от 2.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»
- Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
- Федеральный закон от 8.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»
- Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
- Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
- Закон Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации»
- иные федеральные законы
Документы в области регулирования бухгалтерского учета
Федеральные стандарты бухгалтерского учета
- Обязательны к применению всеми экономическими субъектами независимо от вида экономической деятельности (если иное не установлено этими стандартами)
- Могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету организаций бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности
- Разрабатываются:
- субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета
- Минфином России:
- для организаций государственного сектора
- в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт
- Подтверждаются экспертизой Совета по стандартам бухгалтерского учета
- Утверждаются Минфином России
Содержание федеральных стандартов бухгалтерского учета
- Определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете
- Допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета
- Порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета
- Требования к учетной политике
- План счетов бухгалтерского учета и порядок его применения
- Состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой)
- отчетности
- Условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период
- Состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней
- Состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней
- Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую)
- отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы
Федеральные стандарты бухгалтерского учета: ПБУ
- ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»
- ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»
- ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»
- ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»
- ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»
- ПБУ 6/01 «Учет основных средств»
- ПБУ 7/98 «События после отчетной даты»
- ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»
- ПБУ 9/99 «Доходы организации»
- ПБУ 10/99 «Расходы организации»
- ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»
- ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»
- ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»
- ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»
- ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»
- ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»
- ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»
- ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности»
- ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений»
- ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»
- ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств»
- ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов»
Отраслевые стандарты бухгалтерского учета
- Обязательны к применению соответствующими экономическими субъектами (если иное не установлено этими стандартами)
- Устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности
- Разрабатываются и утверждаются органами государственного регулирования бухгалтерского учета (Банк России, Минфин России) в пределах их компетенции
- Подтверждаются экспертизой Совета по стандартам бухгалтерского учета
Федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета: переходный период
- применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Банком России до дня вступления в силу Федерального закона «О бухгалтерском учете»
- Минфин России и Банк России вправе вносить изменения, обусловленные изменением законодательства, в правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные ими до дня вступления в силу Федерального закона «О бухгалтерском учете»
До утверждения федеральных и отраслевых стандартов:
Документы МСФО
- Документы МСФО – принимаемые Фондом МСФО:
- международные стандарты
- разъяснения международных стандартов
- изменения, которые вносятся в международные стандарты и разъяснения
- иные документы, определенные Фондом МСФО в качестве неотъемлемой части международных стандартов и (или) разъяснений
- На территории Российской Федерации применяются МСФО и разъяснения МСФО, признанные в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации по согласованию с Банком России от 25.02.2011 № 107
- Документы МСФО обязательны к применению при составлении консолидированной финансовой отчетности организациями:
- на которые распространяется действие Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности»
- для которых другими федеральными законами предусмотрены составление, и (или) представление, и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса)
- учредительными документами которых предусмотрены представление и (или)
- публикация консолидированной финансовой отчетности
Документы МСФО, признанные в России: IAS
- 1 «Представление финансовой отчетности»
- 2 «Запасы»
- 7 «Отчет о движении денежных средств»
- 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»
- 10 «События после окончания отчетного периода»
- 11 «Договоры на строительство»
- 12 «Налоги на прибыль»
- 16 «Основные средства»
- 17 «Аренда»
- 18 «Выручка»
- 19 «Вознаграждения работникам»
- 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»
- 21 «Влияние изменений обменных курсов валют»
- 23 «Затраты по займам»
- 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»
- 26 «Учет и отчетность по пенсионным планам»
- 27 «Отдельная финансовая отчётность»
- 28 «Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия»
- 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике»
- 32 «Финансовые инструменты: представление информации»
- 33 «Прибыль на акцию»
- 34 «Промежуточная финансовая отчетность»
- 36 «Обесценение активов»
- 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы»
- 38 «Нематериальные активы»
- 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»
- 40 «Инвестиционное имущество»
- 41 «Сельское хозяйство»
Документы МСФО, признанные в России: IFRS
- 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности»
- 2 «Платеж, основанный на акциях»
- 3 «Объединения бизнеса»
- 4 «Договоры страхования»
- 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»
- 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых»
- 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации»
- 8 «Операционные сегменты»
- 9 «Финансовые инструменты»
- 10 «Консолидированная финансовая отчетность»
- 11 «Совместная деятельность»
- 12 «Раскрытие информации об участии в других предприятиях»
- 13 «Оценка справедливой стоимости»
Документы МСФО, признанные в России: разъяснения ПКР ( SIC )
- 7 «Введение Евро»
- 10 «Государственная помощь – отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью»
- 15 «Операционная аренда — стимулы»
- 25 «Налоги на прибыль – изменения налогового статуса предприятия или его акционеров»
- 27 «Анализ сущности сделок, имеющих юридическую форму аренды»
- 29 «Раскрытие информации – концессионные соглашения на предоставление услуг»
- 31 «Выручка – бартерные операции, включающие рекламные услуги»
- 32 «Нематериальные активы – затраты на веб-сайт»
Документы МСФО, признанные в России: разъяснения КРМФО (IFRIC)
- 1 «Изменения в существующих обязательствах по выводу объектов из эксплуатации, восстановлению природных ресурсов и иных аналогичных обязательствах»
- 2 «Доли участников в кооперативных предприятиях и аналогичные инструменты»
- 4 «Определение наличия в соглашении признаков договора аренды»
- 5 «Права, связанные с участием в фондах финансирования вывода объектов из эксплуатации, рекультивации и экологической реабилитации»
- 6 «Обязательства, возникающие в связи с деятельностью на специфическом рынке – рынке отходов электрического и электронного оборудования»
- 7 «Применение подхода к пересчету статей финансовой отчетности в соответствии с МСФО (IAS) 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике»
- 9 «Повторная оценка встроенных производных инструментов»
- 10 «Промежуточная финансовая отчетность и обесценение»
- 12 «Концессионные соглашения на предоставление услуг»
- 13 «Программы лояльности клиентов»
- 14 «МСФО (IAS) 19 - Предельная величина актива пенсионного плана с установленными выплатами, минимальные требования к финансированию и их взаимосвязь»
- 15 «Соглашения на строительство объектов недвижимости»
- 16 «Хеджирование чистой инвестиции в иностранную операцию»
- 17 «Распределение неденежных активов в пользу собственников»
- 18 «Передача активов от клиентов»
- 19 «Погашение финансовых обязательств долевыми инструментами»
- 20 «Затраты на вскрышные работы на этапе эксплуатации разрабатываемого открытым способом месторождения»
- 21 «Обязательные платежи»
Рекомендации в области бухгалтерского учета
- Применяются на добровольной основе
- Предназначены для правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета
- Могут приниматься в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, за исключением установленных федеральными и отраслевыми стандартами, организационных форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки этими лицами стандартов
- Не должны:
- противоречить федеральным и отраслевым стандартам
- создавать препятствия осуществлению экономическим субъектом его деятельности
- Разрабатываются и принимаются субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета
Примеры рекомендаций в области бухгалтерского учета
- Альбом форм первичных учетных и иных документов
- ИПБ России (www.ipbr.org)
- Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
- ИПБ России (www.ipbr.org)
Документы, обобщающие практику применения законодательства о бухгалтерском учете
- Тематические обобщения практики применения законодательства о бухгалтерском учете
- Обобщение практики применения МСФО
- Рекомендации по аудиту годовой отчетности
- Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии
Не содержат правовых норм и не являются нормативными правовыми актами, имеют исключительно информационный характер и не препятствуют экономическим субъектам руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в данных документах.
Тематические обобщения практики применения законодательства о бухгалтерском учете
- ПЗ-1/2011 Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций
- ПЗ-2/2007 Об особенностях отражения концессионером в бухгалтерском учете операций по концессионному соглашению
- ПЗ-3/2012 Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства
- ПЗ-4/2009 О раскрытии информации о финансовых вложениях организации в годовой бухгалтерской отчетности ПЗ-5/2011 О раскрытии информации о забалансовых статьях в годовой бухгалтерской отчетности организации
- ПЗ-6/2010 О раскрытии в бухгалтерской отчетности государственных корпораций, федеральных государственных
- унитарных предприятий, открытых акционерных обществ с преобладающим государственным участием,
- получающих различные виды государственной поддержки, информации о вознаграждениях руководящего состава
- ПЗ-7/2011 О бухгалтерском учете, формировании и раскрытии в бухгалтерской отчетности информации об экологической деятельности организации
- ПЗ-8/2011 О формировании в бухгалтерском учете и раскрытии в бухгалтерской отчетности организации информации об инновациях и модернизации производства
- ПЗ-9/2012 О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности
- ПЗ-10/2012 О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
- ПЗ-11/2013 Об организации и осуществлении экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
- ПЗ-12/2014 О ведении бухгалтерского учета на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя
Обобщение практики применения МСФО
- Валюта представления консолидированной финансовой отчетности (ОП 1 – 2012)
- Действие пункта 10 МСФО (IAS) 27 (ОП 1 – 2012)
- Международно признанные правила подготовки отчетности (ОП 1 – 2012)
- Отчетный период (ОП 1 – 2012)
- Подписание консолидированной финансовой отчетности (ОП 1 – 2012)
- Представление консолидированной финансовой отчетности участникам организации, в том числе акционерам
- (ОП 1 – 2012)
- Представление сравнительной информации в консолидированной финансовой отчетности за 2012 г. (ОП 1 – 2012)
- Проведение аудита консолидированной финансовой отчетности (ОП 1 – 2012)
- Составление консолидированной финансовой отчетности организациями, ценные бумаги которых не обращаются на организованных торгах, в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (ОП 1 – 2012)
- Указание на МСФО в консолидированной финансовой отчетности и аудиторском заключении по такой отчетности
- (ОП 1 – 2012)
- Возможность применения МСФО (IFRS) 1 организациями, применявшими до настоящего времени МСФО на добровольной основе (ОП 2– 2012)
- Сверка показателей первой отчетности по МСФО с показателями сводной бухгалтерской отчетности или с показателями бухгалтерской отчетности организации, составленной по российским правилам бухгалтерского учета, в контексте требования МСФО (IFRS) 1 (ОП 2– 2012)
- Язык предоставляемой отчетности по МСФО (ОП 2– 2012)
- Аудиторское заключение по консолидированной финансовой отчетности, выпущенной в разных валютах
- (ОП 3 – 2013)
- Назначение аудиторской организации для проведения обязательного аудита консолидированной финансовой отчетности (ОП 3– 2013)
- Определение признаков обесценения активов, полученных от государства для исполнения государственных функций и решения стратегических государственных задач (ОП 3– 2013)
- Отличное от положительного аудиторское заключение по консолидированной финансовой отчетности
- (ОП 3 – 2013)
- Проведение обязательного аудита бухгалтерской отчетности и консолидированной финансовой отчетности организации разными аудиторскими организациями (ОП 3– 2013)
- Датирование аудиторского заключения по годовой консолидированной финансовой отчетности (ОП 4 – 2013)
- Применение МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» (ОП 4– 2013)
- Сроки представления годовой консолидированной финансовой отчетности (ОП 4– 2013)
- Сроки публикации (раскрытия) годовой консолидированной финансовой отчетности (ОП 4– 2013)
Рекомендации по аудиту годовой отчетности
- Подготавливаются Минфином России с участием Банка России в порядке обобщения практики применения стандартов бухгалтерского учета и аудиторской деятельности
- Предназначены для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, аудиторов, а также организаций, составляющих бухгалтерскую (финансовую) отчетность
- Издаются ежегодно:
- – письмо от 29.01.2014 г. № 07-04-18/01
- – письмо от 9.01.2013 г. № 07-02-18/01
- – письмо от 27 .01.2012 г. № 07-02-18/01
- – письмо от 24.01.2011 г. № 07-02-18/01
- – письмо от 28.01.2010 г. № 07-02-18/01
- – и другие
Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии
- Информационные сообщения подготавливаются Минфином России с целью информирования заинтересованных лиц об основных изменениях в законодательстве о бухгалтерском учете
- Издаются по мере внесения изменения в законодательство о бухгалтерском учете
Стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта
- Предназначены для упорядочения организации и ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета
- Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно
- Не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам
- Применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения
- Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. Стандарты указанного субъекта, обязательные к применению основным обществом и его дочерними обществами, не должны создавать препятствия осуществлению такими обществами своей деятельности
Учетная политика экономического субъекта
- Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета
- Формируется экономическим субъектом самостоятельно исходя из законодательства о бухгалтерском учете, федеральных и отраслевых стандартов
- При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами
- В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ разрабатывается экономическим субъектом самостоятельно исходя из требований законодательства о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов
- Должна применяться последовательно из года в год
- Изменение учетной политики может производиться при:
- изменении требований законодательства о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов
- разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета
- существенном изменении условий деятельности экономического субъекта