Система регулирующих актов в сфере бухгалтерского учета

Департамент регулирования Бухгалтерского учета , финансовой отчетности и аудиторской деятельности МФ РФ. Ноябрь 2014 г. Настоящие методические материалы, не являются и не должны рассматриваться в качестве какого - либо официального документа МФ РФ.

Примечание: Заявление самого Минфина РФ, довольно странное, но как бы то не было. Наверное имеется ввиду, что не Минфин устанавливает законодательство и соответственно это лишь мнение, что дела обстоят именно так.
Читать следует наоборот, чем указано на рисунке [ Система регулирования бухгалтерского учета ], то есть сначала законодательство, а в самом низу про учётную политику, не думаю что это кого-то в нашей стране может смутить. Порядок самого документа, соответствует оригинальному.

Система регулирования бухгалтерского учета

Система регулирования бухгалтерского учета

Законодательство о бухгалтерском учете: Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

  • Устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создает правовой механизм регулирования бухгалтерского учета
  • Сфера действия:
    • коммерческие и некоммерческие организации
    • государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов
    • Центральный банк Российской Федерации
    • индивидуальные предприниматели, а также адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой
    • находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации (если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации)

Законодательство о бухгалтерском учете: Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности»

  • Устанавливает общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности
  • Сфера действия:
    • кредитные организации (с отчетности за 2012 г.)
    • страховые организации, за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования (с отчетности за 2012 г.)
    • негосударственные пенсионные фонды (с отчетности за 2015 г.)
    • управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (с отчетности за 2015 г.)
    • клиринговые организации (с отчетности за 2015 г.)
    • федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (с отчетности за год, следующий за годом, в котором они включены в перечни, утверждаемые Правительством Российской Федерации)
    • открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (с отчетности за год, следующий за годом, в котором они включены в перечни, утверждаемые Правительством Российской Федерации)
    • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по отличным от МСФО международно признанным правилам (с отчетности за 2015 г.)
    • организации, облигации которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список (с отчетности за 2014 г.)
    • иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список (с отчетности за 2012 г.)

Законодательство о бухгалтерском учете: другие федеральные законы

  • Гражданский кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
  • Федеральный закон от 2.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»
  • Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
  • Федеральный закон от 8.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»
  • Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
  • Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
  • Закон Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации»
  • иные федеральные законы

Документы в области регулирования бухгалтерского учета

Документы в области регулирования бухгалтерского учета

Федеральные стандарты бухгалтерского учета

  • Обязательны к применению всеми экономическими субъектами независимо от вида экономической деятельности (если иное не установлено этими стандартами)
  • Могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету организаций бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности
  • Разрабатываются:
    • субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета
    • Минфином России:
      • для организаций государственного сектора
      • в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт
  • Подтверждаются экспертизой Совета по стандартам бухгалтерского учета
  • Утверждаются Минфином России

Содержание федеральных стандартов бухгалтерского учета

  • Определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете
  • Допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета
  • Порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета
  • Требования к учетной политике
  • План счетов бухгалтерского учета и порядок его применения
  • Состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой)
  • отчетности
  • Условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период
  • Состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней
  • Состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней
  • Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую)
  • отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы

Федеральные стандарты бухгалтерского учета: ПБУ

  • ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»
  • ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»
  • ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»
  • ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»
  • ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»
  • ПБУ 6/01 «Учет основных средств»
  • ПБУ 7/98 «События после отчетной даты»
  • ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»
  • ПБУ 9/99 «Доходы организации»
  • ПБУ 10/99 «Расходы организации»
  • ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»
  • ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»
  • ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»
  • ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»
  • ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»
  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»
  • ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»
  • ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности»
  • ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений»
  • ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»
  • ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств»
  • ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов»

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета

  • Обязательны к применению соответствующими экономическими субъектами (если иное не установлено этими стандартами)
  • Устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности
  • Разрабатываются и утверждаются органами государственного регулирования бухгалтерского учета (Банк России, Минфин России) в пределах их компетенции
  • Подтверждаются экспертизой Совета по стандартам бухгалтерского учета

Федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета: переходный период

    До утверждения федеральных и отраслевых стандартов:

  • применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Банком России до дня вступления в силу Федерального закона «О бухгалтерском учете»
  • Минфин России и Банк России вправе вносить изменения, обусловленные изменением законодательства, в правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные ими до дня вступления в силу Федерального закона «О бухгалтерском учете»

Документы МСФО

  • Документы МСФО – принимаемые Фондом МСФО:
    • международные стандарты
    • разъяснения международных стандартов
    • изменения, которые вносятся в международные стандарты и разъяснения
    • иные документы, определенные Фондом МСФО в качестве неотъемлемой части международных стандартов и (или) разъяснений
  • На территории Российской Федерации применяются МСФО и разъяснения МСФО, признанные в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации по согласованию с Банком России от 25.02.2011 № 107
  • Документы МСФО обязательны к применению при составлении консолидированной финансовой отчетности организациями:
    • на которые распространяется действие Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности»
    • для которых другими федеральными законами предусмотрены составление, и (или) представление, и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса)
    • учредительными документами которых предусмотрены представление и (или)
    • публикация консолидированной финансовой отчетности

Документы МСФО, признанные в России: IAS

  • 1 «Представление финансовой отчетности»
  • 2 «Запасы»
  • 7 «Отчет о движении денежных средств»
  • 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»
  • 10 «События после окончания отчетного периода»
  • 11 «Договоры на строительство»
  • 12 «Налоги на прибыль»
  • 16 «Основные средства»
  • 17 «Аренда»
  • 18 «Выручка»
  • 19 «Вознаграждения работникам»
  • 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»
  • 21 «Влияние изменений обменных курсов валют»
  • 23 «Затраты по займам»
  • 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»
  • 26 «Учет и отчетность по пенсионным планам»
  • 27 «Отдельная финансовая отчётность»
  • 28 «Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия»
  • 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике»
  • 32 «Финансовые инструменты: представление информации»
  • 33 «Прибыль на акцию»
  • 34 «Промежуточная финансовая отчетность»
  • 36 «Обесценение активов»
  • 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы»
  • 38 «Нематериальные активы»
  • 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»
  • 40 «Инвестиционное имущество»
  • 41 «Сельское хозяйство»

Документы МСФО, признанные в России: IFRS

  • 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности»
  • 2 «Платеж, основанный на акциях»
  • 3 «Объединения бизнеса»
  • 4 «Договоры страхования»
  • 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»
  • 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых»
  • 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации»
  • 8 «Операционные сегменты»
  • 9 «Финансовые инструменты»
  • 10 «Консолидированная финансовая отчетность»
  • 11 «Совместная деятельность»
  • 12 «Раскрытие информации об участии в других предприятиях»
  • 13 «Оценка справедливой стоимости»

Документы МСФО, признанные в России: разъяснения ПКР ( SIC )

  • 7 «Введение Евро»
  • 10 «Государственная помощь – отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью»
  • 15 «Операционная аренда — стимулы»
  • 25 «Налоги на прибыль – изменения налогового статуса предприятия или его акционеров»
  • 27 «Анализ сущности сделок, имеющих юридическую форму аренды»
  • 29 «Раскрытие информации – концессионные соглашения на предоставление услуг»
  • 31 «Выручка – бартерные операции, включающие рекламные услуги»
  • 32 «Нематериальные активы – затраты на веб-сайт»

Документы МСФО, признанные в России: разъяснения КРМФО (IFRIC)

  • 1 «Изменения в существующих обязательствах по выводу объектов из эксплуатации, восстановлению природных ресурсов и иных аналогичных обязательствах»
  • 2 «Доли участников в кооперативных предприятиях и аналогичные инструменты»
  • 4 «Определение наличия в соглашении признаков договора аренды»
  • 5 «Права, связанные с участием в фондах финансирования вывода объектов из эксплуатации, рекультивации и экологической реабилитации»
  • 6 «Обязательства, возникающие в связи с деятельностью на специфическом рынке – рынке отходов электрического и электронного оборудования»
  • 7 «Применение подхода к пересчету статей финансовой отчетности в соответствии с МСФО (IAS) 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике»
  • 9 «Повторная оценка встроенных производных инструментов»
  • 10 «Промежуточная финансовая отчетность и обесценение»
  • 12 «Концессионные соглашения на предоставление услуг»
  • 13 «Программы лояльности клиентов»
  • 14 «МСФО (IAS) 19 - Предельная величина актива пенсионного плана с установленными выплатами, минимальные требования к финансированию и их взаимосвязь»
  • 15 «Соглашения на строительство объектов недвижимости»
  • 16 «Хеджирование чистой инвестиции в иностранную операцию»
  • 17 «Распределение неденежных активов в пользу собственников»
  • 18 «Передача активов от клиентов»
  • 19 «Погашение финансовых обязательств долевыми инструментами»
  • 20 «Затраты на вскрышные работы на этапе эксплуатации разрабатываемого открытым способом месторождения»
  • 21 «Обязательные платежи»

Рекомендации в области бухгалтерского учета

  • Применяются на добровольной основе
  • Предназначены для правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета
  • Могут приниматься в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, за исключением установленных федеральными и отраслевыми стандартами, организационных форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки этими лицами стандартов
  • Не должны:
    • противоречить федеральным и отраслевым стандартам
    • создавать препятствия осуществлению экономическим субъектом его деятельности
  • Разрабатываются и принимаются субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета

Примеры рекомендаций в области бухгалтерского учета

  • Альбом форм первичных учетных и иных документов
    • ИПБ России (www.ipbr.org)
  • Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
    • ИПБ России (www.ipbr.org)

Документы, обобщающие практику применения законодательства о бухгалтерском учете

  • Тематические обобщения практики применения законодательства о бухгалтерском учете
  • Обобщение практики применения МСФО
  • Рекомендации по аудиту годовой отчетности
  • Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии

Не содержат правовых норм и не являются нормативными правовыми актами, имеют исключительно информационный характер и не препятствуют экономическим субъектам руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в данных документах.

Тематические обобщения практики применения законодательства о бухгалтерском учете

  • ПЗ-1/2011 Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций
  • ПЗ-2/2007 Об особенностях отражения концессионером в бухгалтерском учете операций по концессионному соглашению
  • ПЗ-3/2012 Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства
  • ПЗ-4/2009 О раскрытии информации о финансовых вложениях организации в годовой бухгалтерской отчетности ПЗ-5/2011 О раскрытии информации о забалансовых статьях в годовой бухгалтерской отчетности организации
  • ПЗ-6/2010 О раскрытии в бухгалтерской отчетности государственных корпораций, федеральных государственных
  • унитарных предприятий, открытых акционерных обществ с преобладающим государственным участием,
  • получающих различные виды государственной поддержки, информации о вознаграждениях руководящего состава
  • ПЗ-7/2011 О бухгалтерском учете, формировании и раскрытии в бухгалтерской отчетности информации об экологической деятельности организации
  • ПЗ-8/2011 О формировании в бухгалтерском учете и раскрытии в бухгалтерской отчетности организации информации об инновациях и модернизации производства
  • ПЗ-9/2012 О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности
  • ПЗ-10/2012 О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
  • ПЗ-11/2013 Об организации и осуществлении экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
  • ПЗ-12/2014 О ведении бухгалтерского учета на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя

Обобщение практики применения МСФО

  • Валюта представления консолидированной финансовой отчетности (ОП 1 – 2012)
  • Действие пункта 10 МСФО (IAS) 27 (ОП 1 – 2012)
  • Международно признанные правила подготовки отчетности (ОП 1 – 2012)
  • Отчетный период (ОП 1 – 2012)
  • Подписание консолидированной финансовой отчетности (ОП 1 – 2012)
  • Представление консолидированной финансовой отчетности участникам организации, в том числе акционерам
  • (ОП 1 – 2012)
  • Представление сравнительной информации в консолидированной финансовой отчетности за 2012 г. (ОП 1 – 2012)
  • Проведение аудита консолидированной финансовой отчетности (ОП 1 – 2012)
  • Составление консолидированной финансовой отчетности организациями, ценные бумаги которых не обращаются на организованных торгах, в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (ОП 1 – 2012)
  • Указание на МСФО в консолидированной финансовой отчетности и аудиторском заключении по такой отчетности
  • (ОП 1 – 2012)
  • Возможность применения МСФО (IFRS) 1 организациями, применявшими до настоящего времени МСФО на добровольной основе (ОП 2– 2012)
  • Сверка показателей первой отчетности по МСФО с показателями сводной бухгалтерской отчетности или с показателями бухгалтерской отчетности организации, составленной по российским правилам бухгалтерского учета, в контексте требования МСФО (IFRS) 1 (ОП 2– 2012)
  • Язык предоставляемой отчетности по МСФО (ОП 2– 2012)
  • Аудиторское заключение по консолидированной финансовой отчетности, выпущенной в разных валютах
  • (ОП 3 – 2013)
  • Назначение аудиторской организации для проведения обязательного аудита консолидированной финансовой отчетности (ОП 3– 2013)
  • Определение признаков обесценения активов, полученных от государства для исполнения государственных функций и решения стратегических государственных задач (ОП 3– 2013)
  • Отличное от положительного аудиторское заключение по консолидированной финансовой отчетности
  • (ОП 3 – 2013)
  • Проведение обязательного аудита бухгалтерской отчетности и консолидированной финансовой отчетности организации разными аудиторскими организациями (ОП 3– 2013)
  • Датирование аудиторского заключения по годовой консолидированной финансовой отчетности (ОП 4 – 2013)
  • Применение МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» (ОП 4– 2013)
  • Сроки представления годовой консолидированной финансовой отчетности (ОП 4– 2013)
  • Сроки публикации (раскрытия) годовой консолидированной финансовой отчетности (ОП 4– 2013)

Рекомендации по аудиту годовой отчетности

  • Подготавливаются Минфином России с участием Банка России в порядке обобщения практики применения стандартов бухгалтерского учета и аудиторской деятельности
  • Предназначены для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, аудиторов, а также организаций, составляющих бухгалтерскую (финансовую) отчетность
  • Издаются ежегодно:
    • – письмо от 29.01.2014 г. № 07-04-18/01
    • – письмо от 9.01.2013 г. № 07-02-18/01
    • – письмо от 27 .01.2012 г. № 07-02-18/01
    • – письмо от 24.01.2011 г. № 07-02-18/01
    • – письмо от 28.01.2010 г. № 07-02-18/01
    • – и другие

Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии

  • Информационные сообщения подготавливаются Минфином России с целью информирования заинтересованных лиц об основных изменениях в законодательстве о бухгалтерском учете
  • Издаются по мере внесения изменения в законодательство о бухгалтерском учете

Стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта

  • Предназначены для упорядочения организации и ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета
  • Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно
  • Не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам
  • Применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения
  • Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. Стандарты указанного субъекта, обязательные к применению основным обществом и его дочерними обществами, не должны создавать препятствия осуществлению такими обществами своей деятельности

Учетная политика экономического субъекта

  • Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета
  • Формируется экономическим субъектом самостоятельно исходя из законодательства о бухгалтерском учете, федеральных и отраслевых стандартов
  • При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами
  • В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ разрабатывается экономическим субъектом самостоятельно исходя из требований законодательства о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов
  • Должна применяться последовательно из года в год
  • Изменение учетной политики может производиться при:
    • изменении требований законодательства о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов
    • разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета
    • существенном изменении условий деятельности экономического субъекта