Часть 6
Аудиторский отчет может быть модифицирован:
• при наличии факторов, не влияющих на аудиторское мнение, – для привлечения внимания к тому или иному аспекту;
• при наличии факторов, влияющих на аудиторское мнение, – мнение с оговоркой, отказ от выражения мнения, отрицательное мнение.
К факторам, не влияющим на аудиторское мнение, относятся, например, следующие: в текст отчета может быть включен абзац, который должен привлечь внимание пользователя к аспекту, подробно раскрытому в приложении к финансовой отчетности, но не влияющий на мнение аудитора об отчетности. Это может касаться существенной информации, характеризующей непрерывность деятельности субъекта или при наличии факторов, свидетельствующих о значительной неопределенности в этом вопросе. Или, например, в тексте отчета может быть ссылка на конкретное судебное дело, что может помочь пользователю определиться в своем отношении к рассматриваемой им финансовой отчетности.
К факторам, влияющим на аудиторское мнение, относятся:
а) ограничение объема работы;
б) наличие разногласий с руководством по поводу допустимости выбранной учетной политики, методов ее применения или адекватности раскрытия информации в финансовой отчетности.
В случае «а» может быть выражено мнение с оговоркой или отказ от выражения мнения.
В случае «б» может быть выражено мнение с оговоркой или высказано отрицательное мнение.
Высказывание мнения с оговоркой означает, что разногласия имеются, но они не столь серьезны, чтобы выразить отрицательное мнение.
Отказ от выражения мнения происходит тогда, когда из-за разногласия значительно сокращается объем проверки, что может повлиять на результаты аудита.
Отрицательное мнение – при наличии настолько глубоких разногласий, что мнение с оговоркой не будет адекватно отражать ситуацию.
Во всех случаях модификации аудитор должен подробно обосновать свои мотивы.
В соответствии с МСА сопоставимые значения в финансовой отчетности – это величины, характеризующие финансовое положение, движение денежных средств и др. и надлежащее раскрытие информации более чем за один период. При идентификации и анализе сопоставимых значений рекомендуется воспользоваться МСА 710 «Сопоставимые значения».
Цель МСА 710 – установление стандартов и предоставление руководства в отношении обязанностей аудитора, касающихся сопоставимых значений (исключение – МСА 720 «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность» и МСА 800 «Отчет аудитора по аудиторским заданиям для специальных целей»).
Аудитор должен определить, соответствуют ли сопоставимые значения во всех существенных отношениях основным принципам финансовой отчетности и уместным для аудиторской финансовой отчетности.
В зависимости от имеющихся различий между принципами составления финансовой отчетности в разных странах сопоставимые значения могут представляться по-разному.
В МСА сопоставимые значения могут быть представлены в виде:
• соответствующих показателей, при этом различные величины и сопоставления включаются в отчетность текущего периода;
• сопоставимой финансовой отчетности, при этом сопоставимые значения могут не быть частью финансовой отчетности текущего года.
Различия между этими двумя подходами заключаются в том, что для соответствующих показателей аудиторский отчет относится к финансовой отчетности за отчетный период, а для сопоставимой финансовой отчетности отчет имеет отношение к каждому периоду, за который предоставляется финансовая отчетность.
Аудитор обязан проверить соответствующие показатели на их соответствие принципам составления финансовой отчетности, в частности, по аспектам учетной политики и соответствующим корректировкам.
Кроме того, должно обращаться особое внимание на составление отчета за предыдущий период другим аудитором, а также предъявляться необходимые требования к новому аудитору, участвующему в проверке.
Прочая информация – это информация финансового и нефинансового характера, содержащаяся вместе с финансовой отчетностью в публикуемых документах. Аудитор для работы с такой информацией должен воспользоваться МСА720 «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность».
Цель МСА 720 – установление стандартов и предоставление руководства по рассмотрению аудитором прочей информации, по которой аудитор не обязан составлять аудиторский отчет и которая содержится в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность, например, годовой отчет.
Аудитор обязан ознакомиться с прочей информацией для выявления существенных несоответствий с проаудированной финансовой отчетностью.
Обычно субъект публикует документ, который включает проаудированную финансовую отчетность вместе с аудиторским отчетом (годовой отчет). В него может включаться прочая информация финансового и нефинансового характера: а) отчеты руководства; б) финансовые показатели, коэффициенты; в) планируемые капитальные расходы; г) данные о занятости.
В некоторых случаях законом или договором предусматривается предоставление особого отчета по прочей информации. Выполнение этого отчета требует дополнительных процедур:
• обеспечение доступа к прочей информации;
• рассмотрение прочей информации;
• наличие существенных несоответствий и отражение их в отчетности;
• наличие существенного искажения фактов.
Аудитор не несет ответственность за качество оформления прочей информации. При обнаружении несоответствий аудитор должен определиться с необходимостью внесения поправок в проверенную отчетность или прочую информацию. Руководство субъекта может не соглашаться с аудитором. В этих случаях, если требуется внесение поправок в отчетность, аудитор должен выразить мнение с оговоркой или отрицательное мнение. Если требуется внесение поправок в прочую информацию, аудитор должен внести в свой отчет поясняющий параграф, описывающий несоответствие и расхождение с данными субъекта.
Если аудитор обнаружил искажения в прочей информации, не имеющей отношения к содержанию проверяемой финансовой отчетности, он должен сделать запрос или обратиться с заявлением к руководству субъекта с предложением устранить это несоответствие или проконсультироваться с экспертами. Если руководство субъекта отказывается устранить выявленные несоответствия, аудитор должен уведомить либо его высшее руководство, либо лиц, от которых зависит деятельность субъекта.
Аудитор должен рассмотреть проблемы пересмотра прочей информации или финансовой отчетности в тех случаях, когда он не смог получить к ней доступ до даты составления своего отчета. В этих случаях необходимо руководствоваться рекомендациями МСА 560 «Последующие события».
Стандарты рекомендуют аудиторам при работе со специальными заданиями использовать МСА 800 «Аудиторский отчет по аудиторским заданиям для специальных целей».
Цель МСА 800 – установление стандартов и предоставление руководства в связи со следующими аудиторскими заданиями для специальных целей: 1) составление финансовой отчетности, которая готовится на принципах отчетности, отличных от МСФО и национальных стандартов; 2) определение счета, элементов счета или статей финансовой отчетности по компонентам; 3) проверки контрактов на соответствие; 4) обобщение финансовой отчетности.
Аудитор должен определить четкую цель, сроки, характер и объем для выполнения аудиторского задания по специальным целям.
Отчет по аудиторскому заданию для специальных целей, кроме общих разделов, должен включать основные элементы, которые приводятся в МСА 700.
К принципам составления финансовой отчетности, отличным от МСФО и национальных стандартов, относятся те, которые используются: а) при подготовке декларации о налоге на доход; б) при ведении учета кассовым методом; в) при ведении учета на основе положений, принятых государственными органами.
В отчете обязательно должен содержаться абзац, в котором должно быть выражено соответствующее мнение аудитора.
При составлении отчета по компонентам финансовой отчетности должны быть учтены взаимосвязанные статьи, оказывающие сильное влияние на финансовую отчетность.
В отчете о соответствии условиям контракта (соглашение о займе, облигационный договор и т. д.) должны содержаться сведения, предполагающие выполнение условий таких договоров, выплату процентов, своевременный возврат долга, ограничение на выплату дивидендов и т. д. В отчете должно быть указано, выполняет ли субъект все необходимые конкретные условия данного соглашения (контракта).
При составлении отчета по обобщенной финансовой отчетности аудитор должен предварительно выразить свое мнение о финансовой отчетности, на основании которой составлена обобщенная финансовая отчетность. Поскольку обобщающая финансовая отчетность не содержит всей информации, которая требуется в соответствии с основными принципами финансовой отчетности, то не должны использоваться такие формулировки, как «достоверный и справедливый» или «представлено справедливо во всех существенных аспектах».
Отчет об обобщенной финансовой отчетности должен содержать основные элементы и разделы в соответствии с МСА 700, а также специальные разделы, к которым относятся: 1) мнение о том, соответствует ли информация, которая содержится в обобщенной финансовой отчетности, информации, содержащейся в проаудированной финансовой отчетности, на основании которой она подготовлена; 2) заявление или ссылку на примечание к обобщенной финансовой отчетности о том, что для ее лучшего понимания и правильного представления о ней необходимо обращаться к полному варианту проаудированной финансовой отчетности.
Под ожидаемой финансовой информацией понимается информация, основанная на допущениях о будущих событиях и о том, как субъект будет при этом действовать. В силу этого ожидаемая информация носит прогнозный характер и может охватывать период от одного года до пяти лет. Для работы с этой информацией аудитор должен воспользоваться МСА 810 «Исследование ожидаемой финансовой информации».
Цель МСА 810 – установление стандартов и предоставление руководства в отношении заданий, связанных с проверкой и составлением отчета по ожидаемой финансовой информации, включая процедуры допущений, основанных на более точных оценках и гипотетических допущениях.
Период времени, рассматриваемый аудитором при исследовании ожидаемой информации, должен рассматриваться им с особой осторожностью, имея в виду, что продление времени прогноза понижает реалистичность прогнозных допущений, а значит, и их надежность.
Ожидаемая финансовая информация может иметь вид прогноза или предсказания.
Прогноз – это ожидаемая финансовая информация, которая готовится на основании допущений о будущих потенциальных событиях, которые ожидаются руководством субъекта, и о действиях, которые руководство намерено предпринять к моменту подготовки информации.
Предсказание – это ожидаемая финансовая информация, которая готовится на основании гипотетических допущений относительно будущего, в тех случаях, когда субъект находится на стадии организации или на сочетании точных и гипотетических оценок.
Ожидаемая финансовая информация может включать в себя всю финансовую отчетность либо ее отдельные элементы и может быть подготовлена с ориентацией на внутренних пользователей как инструмент управления внутри предприятия и с ориентацией на внешних пользователей – акционеров, инвесторов, кредиторов.
Поскольку ожидаемая финансовая информация имеет прогнозный характер и не может быть подтверждена какими-либо первичными документами, на которых основывается признание хозяйственных операций в финансовом учете, аудитор не может относительно такой информации выразить мнение с ожиданием предполагаемых результатов. В силу этого обстоятельства аудитор в данном случае может выразить только среднюю уверенность.
Аудитор, принимая к исполнению задание по исследованию ожидаемой информации, должен обладать достаточными знаниями о бизнесе клиента. Это поможет ему составить адекватное представление об аудируемом предприятии и вынести адекватное профессиональное суждение.
Аудитор должен получить от руководства субъекта письменное заявление относительно предполагаемого использования ожидаемой финансовой информации.
Отчет аудитора об исследовании ожидаемой финансовой информации должен, помимо основных элементов, предусмотренных МСА 700, содержать данные степени ограниченности распространения ожидаемой финансовой информации; заявление о негативной уверенности относительно уровня надежности допущений по поводу ожидаемой финансовой информации и некоторые другие.
Положения по международной аудиторской практике (ПМАП) представляют собой объединенную в данном разделе группу документов, которые в той или иной степени связаны с аудитом финансовой отчетности при некоторых специфических направлениях их деятельности. ПМАП не имеют силы стандартов, но оказывают практическую помощь аудиторам в ходе проведения проверок. В каждом конкретном ПМАП отдельные аспекты применения МСА рассматриваются более детально и скрупулезно, чем в основном тексте стандартов.
Положения по международной аудиторской практике (ПМАП)
1000 «Процедуры межбанковского подтверждения»
1001 «Автономные персональные компьютеры»
1002 «Онлайновые компьютерные системы»
1003 «Системы баз данных»
1004 «Взаимоотношения между органами банковского надзора и внешними аудиторами»
1005 «Особенности аудита малых предприятий» – Особенности аудита малых экономических субъектов
1006 «Аудит международных коммерческих банков»
1008 «Оценка рисков и система внутреннего контроля» – Оценка риска и внутренний контроль. Характеристика и учет среды компьютерной и информационной систем
1009 «Методы аудита с помощью компьютера» – Проведение аудита с помощью компьютера
1010 «Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности»
1012 «Аудит производных финансовых инструментов»
Документы, включенные в ПМАП, можно с достаточной степенью условности разбить на несколько групп, классифицируя их по принципу общей направленности тематики:
ПМАП, посвященные банковской деятельности – ПМАП 1000, 1004, 1006;
ПМАП, посвященные компьютерной тематике и компьютерным технологиям – ПМАП 1001, 1002, 1003, 1009;
ПМАП 1005 – малые предприятия;
ПМАП 1008 – оценка рисков и система внутреннего контроля;
ПМАП 1010 – аудит экологических вопросов;
ПМАП 1012 – аудит производных финансовых инструментов.
ПМАП 1000 – «Процедуры межбанковского подтверждения»
Цель данного Положения – предоставление помощи по межбанковским процедурам подтверждения для внешних независимых аудиторов. Кроме того, эти рекомендации адресуются также внутренним банковским аудиторам и банковским инспекторам.
Подтверждение как процедура представляет собой ответ на просьбу подтвердить информацию, содержащуюся в бухгалтерских документах и отчетах. В силу этого обстоятельства подтверждения можно отнести к аудиторским доказательствам, которые получаются из независимого источника. В роли такого источника могут выступать:
• другие банки, которые находятся в стране и резидентом которых является проверяемый банк;
• другие зарубежные банки;
• клиенты проверяемого банка.
Подтверждения могут потребоваться в отношении следующей информации:
• показателей баланса (остатков по текущим, ссудным, депозитным и другим счетам);
• забалансовых статей (форвардных контрактов по иностранной валюте, гарантий, ценных бумаг, драгметаллов, соглашений о зачете и т. д.);
• дополнительной информации (о нулевых остатках на коррсчетах, о коррсчетах, которые были закрыты в течение года до даты подтверждения, о сроках погашения кредитов, процентных ставках и т. д.).
При составлении запроса должны учитываться следующие факторы:
• существенность величины остатков на счетах;
• масштабы деятельности;
• надежность системы бухгалтерского учета и СВК.
ПМАП рекомендует направлять запрос в головной офис банка, а не в его подразделения, поскольку только головная организация может владеть всем объемом информации, которая нуждается в подтверждении. При этом, независимо от ожидаемых ответов, желательно получить информацию по всем вопросам, поставленным в запросе.
Данное Положение было утверждено в 1989 г. Значение этого документа обусловлено той ролью, которую играют банки в современной экономической жизни. Отсюда следует роль и значение органов банковского надзора в лице банковских инспекторов и их взаимодействие с независимыми аудиторами. Это значение подтверждается тем, что в 2001 г. было предложено придать ПМАП 1004 статус стандарта.
К первоочередным обязанностям руководства банка относятся: 1) обязанности по организации надлежащей СВК; 2) обязанности по соблюдению осмотрительности при проведении хозяйственных операций; 3) обязанности по соблюдению законодательства и нормативных актов; 4) обязанности по соблюдению интересов инвесторов, кредиторов, вкладчиков и др.
Основные функции инспекторов заключаются в контроле за соблюдением интересов вкладчиков и их защите. К ним относятся:
• надзор за квалификацией, компетентностью, моральными и профессиональными качествами руководителей банков;
• надзор за достаточностью капитала с целью обеспечения покрытия банковских рисков, созданием резервов для покрытия потенциальных убытков и долгов;
• надзор за соблюдением ликвидности банка.
Эта надзорная функция может осуществляться инспекторами в виде регулярных интервью с руководителями банка, выездных проверок на месте, применения специально разрабатываемых систем оценки рисков, анализа оценки активов проверяемого банка и классификации его кредитов, оценки эффективности используемых информационных систем, а также систем действующего бухгалтерского учета и СВК.
Роль внешнего аудитора банка заключается прежде всего в выражении им мнения о достоверности финансовой отчетности. Учитывая специфику банковской деятельности, ПМАП 1004 предлагает руководствоваться следующими обстоятельствами:
• уязвимость некоторых категорий активов для злоупотреблений требует организации специальной контрольной среды и всей системы СВК;
• сложность банковских операций и их большой объем предъявляют особые требования к организации бухгалтерского учета в банках и к организации информационных компьютерных систем, которые при этом используются;
• внешний аудитор должен обращать особое внимание на структуру управления проверяемого банка – на степень централизации и децентрализации руководства и т. д.
По основным аспектам аудита – определению уровня существенности, степени аудиторского риска, обнаружению злоупотреблений и ошибок и др. аудитор может руководствоваться соответствующими МСА.
В соответствии с законодательством некоторых стран аудитор должен составлять аналитические записки или отчеты, которые могут быть использованы в работе инспектора. Эти отчеты могут включать в себя мнение аудитора по таким аспектам проверки, как соблюдение правил лицензирования, соблюдение законодательства при проведении банковских операций, соблюдение правил ведения бухгалтерского учета и организации СВК и др. Аудитор, помогая инспектору, не должен принимать на себя его функции.
ПМАП 1001 – «Автономные персональные компьютеры» описывает влияние автономных персональных компьютеров (ПК) на систему бухгалтерского учета и систему СВК. Необходимость в таком регламентирующем документе вызвана тем, что среда информационных технологий (ИТ), в которой используются ПК, отличается от других сред.
В ходе планирования и организации аудита и оценки рисков большое значение имеет организационная структура, в которой используется ПК. ПМАП 1001 относится к тем ПК, которые могут работать в автономном режиме и могут присоединяться к другим компьютерам. Такая организация информационной среды может приводить к образованию дополнительных рисков.
ПМАП 1001 констатирует, что процедуры контроля, которые применяются в случае работы в автономном режиме, более просты, чем в крупномасштабной компьютерной среде. В связи с этим аудитор должен для лучшего понимания контрольной среды предварительно проанализировать систему управления, схему распределения обязанностей в области обработки данных. К действенной политике и процедурам, которые относятся к приобретению, внедрению, работе и поддержанию автономных ПК в рабочем состоянии, относятся следующие основные критерии:
• нормы, определяющие приобретение, внедрение и документирование;
• обучение пользователей;
• управление паролями и правила личного пользования;
• нормы, устанавливающие защиту данных, защита от вирусов;
• поддержание программ в рабочем состоянии и т. д.
Влияние ПК на систему бухгалтерского учета и связанную с ней СВК зависит от следующих факторов:
• степени использования ПК для обработки бухгалтерской информации;
• типа и значимости обрабатываемой финансовой информации;
• характера используемых программ.
Организация среды, в которой функционирует автономный ПК, может существенно влиять на проведение аудиторских процедур. Если для руководства проверяемого предприятия дорого применение и использование достаточных средств контроля, которые должны применяться в среде использования автономного ПК, то аудитор может отказаться от обзорных проверок контрольной среды и средств контроля и непосредственно приступить к проведению процедур проверки по существу.
• динение двух предыдущих.
• Онлайновый режим справок. В этом режиме пользователи могут получать только справки об основных файлах клиента.
При использовании онлайновых компьютерных систем может снижаться риск мошенничества и ошибок в следующих ситуациях:
• при вводе данных там, где производится операция, или поблизости от этого места;
• при незамедлительном исправлении недействительных или ошибочных записей или операций;
• при обработке операций сразу после их ввода.
В ПМАП 1002 даются рекомендации по проведению аудиторских процедур при использовании онлайновых или интерактивных систем.
Онлайновые компьютерные системы – это системы, которые состоят из миникомпьютеров или сети соединенных между собой ПК. Эти системы позволяют пользователям, территориально удаленным от информационного центра или места осуществления хозяйственных операций выполнять необходимые операции по отражению этих хозяйственных операций (отгрузка товаров, снятие денег в банке и т. д.).
ПМАП 1002 классифицирует интерактивные компьютерные системы в зависимости от выполняемых ими функций следующим образом:
• Онлайновый режим / обработка в режиме реального времени;
• Онлайновый режим / обработка групп данных. В отличие от предыдущего режима при групповой обработке данных операции после проверки добавляются в файлы, которые содержат другие операции;
• Онлайновый режим / обработка и обновление файла меморандума. Данный режим представляет собой соединение двух предыдущих;
• Онлайновый режим справок. В этом режиме пользователи могут получать только справки об основных файлах клиента.
При использовании онлайновых компьютерных систем может снижаться риск мошенничества и ошибок в следующих ситуациях:
• при вводе данных там, где производится операция, или поблизости от этого места;
• при незамедлительном исправлении недействительных или ошибочных записей или операций;
• при обработке операций сразу после их ввода.
Повышение риска мошенничества и ошибок в онлайновой среде может происходить по следующим причинам:
• расположение интерактивных устройств терминала в различных помещениях;
• предоставление доступа к файлам несанкционированным пользователям и возможность их модификации;
• сбои в телекоммуникационных системах.
Действия аудитора в ходе проверки в онлайновой среде должны подразделяться на следующие этапы: этап планирования, этап выполнения аудиторских процедур одновременно с интерактивной обработкой данных и этап проверки после обработки данных о хозяйственных операциях.
I. Цель ПСАД – описание особенностей действий аудитора при аудите малого экономического субъекта.
II. Особенности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля малых предприятий.
К малым предприятиям относятся субъекты на основании следующих основных признаков: 1) по законодательству; 2) обладающие специфическими чертами, на основании которых аудитор может вынести свое суждение об их финансовой отчетности.
При аудите малых предприятий могут возникать ограничения, связанные со спецификой малых предприятий как субъекта предпринимательства. Ограничения объема проверки в процессе аудита малых предприятий связаны прежде всего с недостаточным разделением полномочий между сотрудниками, а также с ролью владельца компании в ее деятельности и формировании формы и содержания финансовой отчетности.
При аудите малых предприятий необходимо правильно выбрать методику проверки, которая может позволить адекватно оценить систему бухгалтерского учета и СВК.
При аудите малых предприятий необходимо обратить внимание на следующие потенциальные источники риска: 1) нерегулярность учетных записей; 2) мнение руководства о том, что кроме аудита может быть также проведено восстановление учета; 3) слабое разделение полномочий и ответственности; 4) совмещение сотрудниками функций по ведению бухгалтерского учета и распоряжению активами, что создает почву для хищений; 5) большое количество расчетов за наличные, что также увеличивает возможность хищений; 6) введение несогласованных данных в компьютер.
III. Особенности планирования аудита малых предприятий. При отсутствии надлежащей информации на стадии предварительного планирования аудитор имеет право отказать в проведении аудита.
Необходимо использовать все аудиторские стандарты, которые используются для остальных экономических субъектов.
При оценке аудиторского риска следует руководствоваться стандартом «Существенность и аудиторский риск» и на основании имеющихся ограничений надежности СВК и бухгалтерского учета при оценке риска полагаться не на СВК, а на проведение аудиторских процедур по существу.
IV. Особенности получения аудиторских доказательств.
С учетом особенностей малых предприятий и анализа риска в малых предприятиях аудитор может выносить свое мнение о достоверности бухгалтерской отчетности на основании аудиторских процедур по существу.
Нужно обращать особое внимание на получение письменных разъяснений от руководства.
При сборе и оценке информации о малых предприятиях необходимо учитывать особенности нормативной базы: а) наличие упрощенных норм регистрации; б) наличие упрощенного порядка представления бухгалтерской и статистической отчетности; в) использование индивидуально разрабатываемых форм; г) существование мер государственной поддержки малого предпринимательства.
Цель ПМАП 1005 заключается в рассмотрении основных характеристик малых предприятий и определении степени их воздействия на применение МСА.
В этом документе рассматриваются: 1) основные характеристики малых предприятий; 2) методические указания по применению МСА; 3) рекомендации по проведению аудита в тех случаях, когда аудитор оказывает малым предприятиям бухгалтерские услуги.
Термин «малое предприятие» отражает не только размеры, но и качественные характеристики предприятия. К количественным показателям относятся: валюта баланса; величина доходов; количество сотрудников. Но это не основные показатели.
Для целей ПМАП 1005 малыми предприятиями называется любой субъект, у которого: а) право собственности сосредоточено в руках одного или нескольких собственников (организация); б) ограниченное число источников дохода, упрощенная система ведения учета, ограничена СВК.
Из-за совмещения функций и роли собственника на малых предприятиях появляется термин «собственник-менеджер».
Принципиальным отличием МСА 1005 от ПСАД является то, что он содержит подробные пояснения и комментарии, относящиеся к каждому конкретному МСА. Но здесь эти общие места рассматриваются и даются применительно именно к малым предприятиям. Такой подход облегчает работу аудитора и помогает ему, поскольку дает четкие рекомендации относительно конкретных ситуаций в работе по каждому конкретному разделу аудита. Такая же схема применяется и в других ПМАП и, таким образом, расширяет границы МСА.
Применение МСА при аудите малых предприятий (например):
МСА 210. Учитывая недостаточную осведомленность собственника малого предприятия о различных проблемах, связанных с аудитом, в письме-обязательстве должны быть четко прописаны обязанности собственника-менеджера и аудитора.
При отсутствии необходимых доказательств аудитор может или отказаться от проведения аудита или выразить условно-положительное мнение или отказаться от выражения мнения (МСА 700).
МСА 220. В ходе проверки необходимо учитывать требования в области профессионализма, компетентности, делегирования полномочий, консультирования и т. д.
В МСА большая роль и значение отводится тому, какая фирма и кто проводит аудит малых предприятий.
МСА 230. На малых предприятиях наиболее эффективным оказывается документирование схем документооборота и описание системы управления предприятием.
МСА 320. Существенность
При оценке существенности могут быть выбраны различные показатели, наиболее подходящие для данного конкретного предприятия: прибыль до налогообложения, выручка от реализации, валюта баланса.
МСА 550. Поскольку операции со связанными сторонами часто проводятся на предприятиях, управляемых одним лицом, проверке операций со связанными сторонами надо уделять особое внимание и использовать при этом аудиторские процедуры по существу.